Аглая

Основные христианские праздники

1 сообщение в этой теме

Основные христианские праздники

Основные христианские праздники

 

Праздник Пасхи.
Светлое Христово Воскресение
Самым главным христианским праздником является "праздников Праздник и Торжество из торжеств" - Светлое Воскресение Христово, называемое Святой Пасхой, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н.ст.) до 25 апреля (8 мая н.ст.).
Слово "пасха" - значит с еврейского "прехождение, избавление". Евреи, празднуя ветхозаветную пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является "Праздником праздников и Торжеством из торжеств", почему и богослужение этого праздника отличается величием и необычайной торжественностью.
Задолго до полуночи верующие в светлых одеждах собираются в храм и благоговейно ожидают наступления пасхального торжества. Священнослужители облачаются в белое облачение. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты светоносного праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим весьма рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая тем духовную радость светоносного Праздника.
Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь по обычном возгласе священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.
Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его", а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют "Христос воскресе из мертвых".
Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возжженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостной песнью: "Христос воскресе из мертвых!"
Последующее богослужение пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным "Христос воскресе из мертвых!". Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.
В конце утрени после пения "Друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением", все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: "Христос воскресе!" - и отвечая: "Воистину воскресе!" Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба - воскресения жизни в самых недрах его силой всемогущества Божия.
Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста, начинающееся словами: "Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества". Святой Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: "Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь".
"Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть".
И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: "Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состояние): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь".
После утрени сразу совершаются часы и Литургия при открытых Царских вратах (они открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия). На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово), в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Литургия совершается собором священников; Евангелие читается на разных языках в знак того, что всем народам на земле "изыде вещание" о Господе.
Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб - артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим как пасхальное благословение.
После пасхальной Литургии (иногда между заутреней и Литургией) совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса для пасхальной трапезы верующих.
В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится Крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Ин. 21, 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст говорит со крестом.
Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В первый вторник после пасхальной недели Святая Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется Радоницей. После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних и родных.
Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.
 
Тропарь праздника Пасхи
 
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
 
Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым.
Воскресе - воскрес, ожил; поправ - победив; сущим во гробех - находящимся в гробах, умершим людям; живот даровав - жизнь дав. 
Кондак праздника Пасхи
 
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
 
Хотя и во гроб Ты, Бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам-мироносицам: радуйтесь! И Твоим апостолам даруя мир, согрешившим же подавая воскресение!
 
Песнопения праздника Пасхи
 
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие веселитеся! 
Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
 
Ангел восклицал Благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! И опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых; люди, веселитесь! 
Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня; торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного.
 
Двунадесятые праздники
Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

1. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - 8 сентября (21 сентября н.ст.).
 
Тропарь праздника
 
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный
 
Рождение Твое, Богородица Дева, принесло радость всей вселенной, потому что из тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; разрушив проклятие, Он дал благословение и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.
Тропарь - главная краткая молитва в честь праздника; Богородица - Родившая Бога; даровал - дал. 
2. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - 21 ноября (4 декабря н.ст.). День этот в песнопениях церковных называется предвестием Божия благоволения к людям. С этого праздника начинают петь в церкви во время утрени "Христос рождается".
Тропарь праздника
 
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание; в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!
 
Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: "Радуйся, исполнение промышления о нас Создателя!"
Благоволение - милость; Зиждитель - Создатель. 
3. БЛАГОВЕЩЕНИЕ, т.е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия, - 25 марта (7 апреля н.ст.).
 
Тропарь праздника
 
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
 
Сегодня начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"
Благовещение - добрая, радостная весть; днесь - сегодня; главизна - начало. 
4. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 25 декабря (7 января н.ст.).
 
Тропарь праздника
 
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети, с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
 
Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания (т.е. познания истинного Бога); через него (т.е. Рождество) поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе!
Звездам служащии - волхвы, т.е. мудрецы, которые изучали звезды и поклонялись им; Тебе ведети - Тебя знать; Солнцем правды и Востоком с высоты называется Иисус Христос, просветивший людей Своим учением. 
Кондак праздника
 
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
 
Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют; потому что для нас родился Младенец, Который есть вечный Бог.
Кондак - краткая песнь, содержащая историю праздничного события; Пресущественнаго - Существующего прежде всех веков, т.е. всегда; вертеп - пещера; с пастырьми - с пастухами;славословят - поют, славят Бога; Отроча младо - младенец. 
5. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ 2 февраля (15 февраля н.ст.).
 
Тропарь праздника
 
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение!
 
Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды - Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение!
Старче праведный - праведный Симеон Богоприимец, т.е. принявший на свои руки Бога Спасителя. 
6. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) - 6 января (19 января н.ст.). 
Тропарь праздника
 
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе!
 
Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы, ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова (т.е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!
Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший. 
7. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - 6 августа (19 августа н.ст.).
 
Тропарь праздника
 
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы. Светодавче, слава Тебе!
 
Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Якоже можаху - насколько они могли видеть (Божественную славу Христа); присносущный - всегда существующий, вечный; молитвами Богородицы - по молитвам Богородицы; Светодавче - Податель света. 
Кондак праздника
 
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твой славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
 
Христе Боже, Ты преобразился на горе, и ученики Твои видели, насколько им позволяли их человеческие силы, славу Твою, чтобы они поняли, что Ты страдаешь добровольно, когда увидят Тебя распинаемым, а всему бы миру проповедовали, что Ты воистину есть сияние Твоего Отца Небесного.

8. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) - в последнее воскресенье перед Пасхой.
 
Тропарь праздника
 
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне
 
Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне!
Общее воскресение уверяя - удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых; прежде Твоея страсти - прежде Своих страданий; воздвигл еси - Ты воскресил; темже - поэтому; яко отроцы- подобно детям. Дети, наравне со взрослыми, встречали Христа с древесными ветвями и прославляли Его. Победы знамения носяще - нося знаки победы. Здесь под знамением, или знаками, победы Иисуса Христа над смертью, разумеются ветви древес, с которыми мы стоим в храме. Вопием - восклицаем; благословен Грядый во имя Господне - достоин прославления Идущий во славу Господа 
9. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - в сороковой день после Пасхи.
 
Тропарь праздника
 
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
 
Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовавши учеников Своих обещанием Святого Духа, когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, избавитель мира.
Радость сотворивый учеником - обрадовавший учеников; обетованием - обещанием; извещенным им бывшим благословением - когда они через благословение (Твое) утвердились в вере; яко - что. 
10. СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ (Пятидесятница), или день Святой Троицы, - в пятидесятый день после Пасхи.
 
Празднование Святому Духу Церковь начинает по обыкновению вечерним богослужением после Литургии в Троицын день. На сем богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы святого Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне./div>
В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, должным посвящением Ему начатков весны./div>
Следующий день после Троицына дня называется Духовым днем и посвящен прославлению Святого Духа.
 
Тропарь праздника
 
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную; Человеколюбче, слава Тебе.
 
Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) Вселенную (весь мир). Человеколюбче, слава Тебе.
Благословен - достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей - Который рыбарей, т.е. апостолов, сделал премудрыми; теми уловлей вселенную - через них уловивший, т.е. привлекший к вере, Вселенную. 
11. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - 14 сентября (27 сентября н.ст.).
 
За всенощным богослужением (на утрене) бывает вынос Креста для поклонения. После великого славословия священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Святой Крест, украшенный цветами, при пении "Святый Боже" выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя" священник кадит Святой Крест. Потом при пении "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим" все кланяются и целуют Святой Крест. Украшается Святой Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т.е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь./div>
Вслед за священнослужителями подходят ко Кресту, поклоняются и лобызают его все верующие. В это время хор поет стихиры, в которых выражаются благоговейные христианские чувства при воспоминании о распятии Христовом./div>
На Литургии этого дня вместо Трисвятого поют песнь "Кресту Твоему покланяемся, Владыко", из Апостола читается о слове крестном, которое "погибающим юродство есть", а спасаемым - "сила Божия есть"; а из Евангелия о распятии Иисуса Христа. Ради воспоминания о страданиях и смерти Господней, этот день положено проводить в строгом посте. Этот Праздник совершается в память обрeтения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноапостольной царицей Еленой (326), а с VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (т.е. поднимал) Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: "Господи, помилуй!"
 
12. УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 15 августа (28 августа н.ст.).
 
К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом. Праздник называется Успением ("засыпанием"), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо.
 
Тропарь праздника
 
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.
 
Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась Девою и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни (т.е. Христа), Ты перешла к жизни вечной и молитвами Своими избавляешь от смерти (вечной) души наши.
В рождестве - при рождении Иисуса Христа; во успении - во время смерти, несмотря на смерть; преставилася еси к животу - перешла к жизни венной; Мати сущи Живота - будучи Матерью Жизни, т.е. Иисуса Христа. 
Другие наболее чтимые праздники
 
ОБРEЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (Новый год ст.ст.) - 1 января (14 января н.ст.).
 
ПОКРОВ БОЖИЕИ МАТЕРИ - 1 октября (14 октября н.ст.).
 
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕИ МАТЕРИ - 22 октября (4 ноября н.ст.).
 
РОЖДЕСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ - 24 июня (7 июля).
 
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ - 29 августа (11 сентября н.ст.).
 
СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА - 29 июня (12 июля н.ст.).
 
СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА - 8 мая (21 мая н.ст.) и 26 сентября (9 октября н.ст.).
 
СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА - 9 мая (22 мая н.ст.) и 6 декабря (19 декабря н.ст.).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти